?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у vittasim в Храм Иоанна Богослова на Бронной. Москва.
Храм во имя Иоанна Богослова — православный храм, принадлежащий к Центральному благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви и расположенный по адресу: Богословский переулок, 4. Имеет два престола — в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в честь Святителя Николая Чудотворца.

IMG_8665.JPG

В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами (в то время – самая окраина Первопрестольной) была устроена слобода государевых оружейников-бронников. Их более вековое пребывание запечатлено в названии улиц и переулков: Бронная, Палашевский, Гранатный и др. Один из переулков, проходящий по самому центру этого района, назван Богословским. Именно здесь был воздвигнут, тогда еще деревянный, приходской храм в прославление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Произошло это по некоторым сведениям еще во времена царствования благочестивого царя Феодора Иоанновича (возможно, около 1587).

333.jpg

В 1615 году вступивший на царство Михаил Федорович передает в дар храму икону византийского письма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с дарственной надписью, «От царя Михаила Федоровича», которая стала одной из главных его святынь.

Michael-I-Romanov-Wedekind_-_detail.jpg
«Худ. Иоанн Генрих Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича. 1728 г. ГТГ. Копия с портрета, исполненного в 1636 г. (Музей города Таллинна).»

Характерная для своего времени посадская церковь первоначально состояла из храма с апсидой, трапезной и колокольни. В окладных книгах за 1625 год эта церковь упоминается, как деревянная однопрестольная церковь Иоанна Богослова - «в Бронниках, за Тверские вороты». Во второй половине XVIIв. место церкви уже обозначалось «за Никитскими воротами в Бронной слободе», а затем – «на Бронной», когда имелась в виду главная улица слободы.

01.jpg

Началом нового этапа в жизни храма стало строительство каменного здания церкви, когда на пожертвования прихожан «тщанием приходских людей» в 1652 году начались строительные работы, которые завершились освящением храма в 1665 году. Через несколько лет после постройки каменного храма в 1668 году при храме Иоанна Богослова по инициативе прихожан при непосредственном участии Симеона Полоцкого была открыта первая в Москве частная православная школа. Финансирование школы осуществлялось из средств прихожан. Знаменательным событием в жизни прихода и города после 1678 года стало строительство при храме одной из первых в Москве богаделен, в которой содержались «для поминовения царских родителей сто человек нищих».

y_3a67d161.jpg

Двусветный, вытянутый с севера на юг четверик церкви венчало пятиглавие, поставленное на ряды кокошников. С востока к нему примыкал трехчастный пониженный алтарь (не сохранился), с запада были одновременно пристроены одноэтажная трапезная и шатровая колокольня, завершившая композицию (замена существующей). Во внешнем облике здания сквозь узорочье архитектурно-декоративного оформления, прежде дополнявшегося еще и раскраской (фрагментарно уцелела во фризовой части антаблемента), видно стремление подражать формам древних пятиглавых храмов; пропорции четверика монументальны, крупные килевидные кокошники в его завершении читаются, как закомары, несмотря на глубокую профилировку и мощный крепованный антаблемент, отделяющий их от стен.

IMG_8666.JPG

Этому же способствовало пятиглавие с укрупненным центральным световым барабаном и шлемовидной формой глав, а также большие (на все среднее членение фасадов) перспективные порталы с килевидным верхом (восстановлены недавней реставрацией). Четверик перекрыт сомкнутым сводом, несущим световую центральную главу; в нижней части основной свод дополнен цилиндрическими сводиками по числу соответствующих им кокошников – «закомар»; по углам четверика на эти сводики опираются глухие главы. Сверху четверик украшен поясом кокошников, элементы которых использованы также в украшении барабанов и обрамлении окон.

IMG_8665 1.jpg

IMG_8657.JPG

Внутри храм соединен со сводчатой трапезной тремя широкими арочными проемами; северную стену трапезной прорезает еще более широкий, возможно, растесанный проход в никольский придел. Изменения в трапезной могли быть вызваны не только строительством этого придела, но и размещением здесь в 1837 году престола Митрофана Воронежского.

DSCN0131.JPG

Никольский придел, воспринимаемый снаружи и внутри в значительной мере самостоятельно, состоит из двусветного четверика, вытянутого по поперечной оси, увенчанного одной главой на двухъярусном восьмигранном барабане и пониженной трехчастной апсиды и трапезной.

IMG_8647.JPG

Он закончен постройкой в 1694 году, что соответствует существующей обработке фасадов в стиле «московского барокко» (особенно характерны большие окна с разорванными фронтонами наличников). По окончании работ в 1694 году Никольский придел освятил патриарх Московский и всея Руси Адриан.

IMG_8651.JPG

DSCN0129.JPG

Исследования показали, что внутри четверика скрыт более ранний объем. На северном фасаде раскрыта уцелевшая часть кладки древнейшего ядра с фрагментами прежде существовавшего здесь портала (там, где теперь западное окно нижнего яруса). Предположительно (по особенностям декора) с этим древнейшим зданием связывают наиболее раннюю из известных в литературе датировок храма – 1620г.


IMG_8646.JPG

IMG_8663.JPG

Трехъярусная, грузных пропорций барочная колокольня, расположенная на оси главного храма и внесшая в архитектуру и декор храма элементы классицизма, выстроена в 1740 х годах на месте колокольни XVII в. Нижний, раскрытый арками ярус вместе с образованными достройкой «палатками» составил своего рода притвор церкви, в северной части которого расположен вход на колокольню (лестница идет в стене трапезной).


IMG_8645.JPG

На колокольне находилось 7 колоколов, один из которых был отлит известным мастером Иваном Маториным в 1692 году. Первоначально, в условиях окружавшей церковь малоэтажной застройки, колокольня эффектно воспринималась с Большой Бронной улицы, проходившей вдоль стен Белого города, и с параллельного Большого Палашевского переулка. В настоящее время церковь со всех сторон окружена поздними многоэтажными домами, практически полностью застроен и Богословский переулок, на красную линию которого вынесен её западный фасад.

IMG_8662.JPG

DSCN0128.JPG
Верхние ярусы колокольни.

В 1812 году в церкви крестили А. И. Герцена. В 1837-38 годах в объеме Иоанна Богословской церкви был устроен второй придел – Митрофания Воронежского. В эти годы были произведены также ремонтные работы, по окончании которых в 1842 году освящение всего храма совершил свт. Филарет Московский. В 1870 году новый придел был упразднен, а престол Митрофана Воронежского был перенесен епископом Можайским Преосвященным Игнатием (Рождественским) викарием Московской епархии с середины храма в правую апсиду Иоанно-Богословского алтаря.

IMG_8648.JPG

IMG_8649.JPG

В 1876-1879 годах в храме были поставлен новый иконостас, выполненный в стиле барокко, стены храма были расписаны масляными красками, устроено духовое отопление и переложены полы, а также сделаны подоконники из «подольского мрамора». В конце XIX века вокруг храма была построена новая металлическая ограда, вход в храм украсился чугунным зонтом на литых столбиках.

02.jpg

IMG_8654.JPG

IMG_8653.JPG

К 1917 году храм располагал обширным земельным владением с двором и садом. На церковной земле располагались четыре дома, в одном из которых, каменном четырехэтажном доходном доме, часть квартир занимали священнослужители и работники храма, а часть из них сдавалась в наем. За алтарями храма находилось приходское кладбище.

y_33bd5e67.jpg

0629.jpg

Внутреннее убранство храма отличалось целостностью и гармоничностью. Кроме главной святыни храма – иконы Иоанна Богослова, подаренной царем Михаилом Федоровичем Романовым, в храме находилась чудотворная Икона Божией Матери «Умиление». В главном иконостасе храма в местном ряду обращала на себя внимание Икона Божией Матери Смоленская письма середины XVII века. Позже в 1836 году на нее был одет хороший оклад, а также икона Иоанна Богослова работы царских иконописцев в окладе 1810-х годов.

Tji1D2HK8Aw.jpg

Перемены, постигшие всю Россию после октябрьского переворота, не миновали и церковь св. ап. Иоанна Богослова. Храм лишился всех своих владений. В 1922 году, во время кампании по изъятию церковных ценностей, храм подвергся кощунственному разграблению.

y_6c8940f8.jpg

Храм был закрыт в середине 20 годов XX века, здание превращено в склад, изредка ее помещение использовалось для содержания заключенных.

03413_20140518_003519.jpg

Еще в 1914 году здание по соседству с храмом занял Камерный театр (позже переименованный в театр имени Пушкина). В 1932 Московский городской камерный театр внес предложение снести храм, однако архитектор Д.П. Сухов, занимавшийся в то время реставрацией памятников Московского кремля, выступил против – и разрушили только купола и барабан. В ноябре 1933 года по требованию театра община храма была упразднена, а здание церкви было передано под «нужды» театра. За время «аренды» был уничтожен главный алтарь храма, снесены главы, разобраны барабаны основного храма, в стене сделан огромный пролом для установки ворот, через которые вносили крупные декораций, уничтожена роспись, снесена ограда, пристроен гараж к алтарю придела. Долгое время в храме было общежитие, а затем он был приспособлен под столярную и слесарную мастерские театра, в связи с чем в нем были установлены станки. Храм практически потерял свой первоначальный облик.

teatr_imeni_pushkina_7.jpg

Попытки исследования и реставрация памятника архитектуры начались с 1956 года и продолжались до 1998 года. Череда известных архитекторов, сменяя друг друга в течение 34 лет, работали над проектом реставрации по восстановлению храма. Сначала Александр Вячеславович Ох, подготовивший материалы к проекту реставрации, далее дело продолжил его ученик Георгий Константинович Игнатьев, а в последующие годы после его смерти завершала работу архитектор мастерской 13 04Моспроекта-2 Лидия Алексеевна Шитова, которая подвела итоги столь длительному периоду реставрации.

DSCN0133.JPG
Южный фасад. Проект реставрации Авторы Г.К. Игнатьев и Л.А.Шитова

С 1973 года начались реставрационные работы на колокольне, которые были быстро завершены. Далее наступил перерыв, но даже до 90-х годов никаких существенных изменений, кроме некоторых противоаварийных работ, произведено не было. Кроме этого, сами реставрационные работы часто приводили к разрушительным последствиям. Например, открытый в течение многих лет шурф, вырытый для исследования состояния фундамента, наполнялся водой, что приводило к значительным деформациям и трещинам в стенах и сводах.

11111   4.jpg

03.jpg

Затягиванию работ активно способствовало руководство театра, периодически обращаясь с просьбами о их переносе, поскольку проводились частично за счет средств театра, 2 года не могли оплатить работы по разработке проектной документации. Из-за проблем с финансированием, изготовленный в 1972 году крест проржавел во дворе мастерской Мособлстройреставраци 13 лет.

1   444.jpg

В 1991 году после 36 лет безуспешных реставрационных работ храм был возвращен Русской Православной Церкви. На момент юридической передачи храма памятник архитектуры находился в остро-аварийном состоянии. Первое богослужение в Никольском пределе проведено в 1992 году, к 1995 году из здание полностью освобождено мастерской театра. Реставрация храма шло на средства Инкобанка и пожертвования организаций и прихожан. 21 мая 1991 года храм был освещен патриархом Алексием.

7e0e93422a3672f6728200188e328040.jpg

04.jpg

В 1996 году были проведены основные работы по укреплению стен и сводов, восстановлению металлических связей-тяжей. Были укреплены стены и своды храма, воссозданы барабаны основного четверика, возведены главы с позолоченными крестами, восстановлены входные двери и окна, произведены штукатурные и малярные работы на фасадах.

IMG_8660.JPG

787_0185170b.jpg

787_0185169b.jpg

787_0185168b.jpg

13.jpg

В 1997 году реставрационные работы были продолжены. Этот год отмечен в летописи храма как разрешение многолетних прошений прихода и борьбы за целостность исторического облика храма. Важнейшим событием для храма стало окончание 5-летней тяжбы с театром им. Пушкина за воссоздание трехапсидного алтаря св. Иоанна Богослова по историческим фундаментам и оформление интерьеров храма, которое было увенчано установлением великолепного Иоанно- Богословского иконостаса.

05.jpg

09dd6e3c09efef369897adc0ca4f1261.jpg

Оба иконостаса храма были выполнены мастерской Новосимоновского монастыря в стиле московской школы XV – XVI веков коллективом иконописцев, среди которых А. Лавданский, А. Соколов, А. Этенейер, А. Вронский и другие, а также бригадой резчиков во главе с А. Фехнером. За прекрасное исполнение иконостасов эти творческие коллективы были удостоены двух наград: почетной грамоты от Святейшего Патриарха Московского и вcея Руси Алексия II и первого места в ежегодном конкурсе, проводимом Правительством Москвы на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды Москвы. В 1998 году основные реставрационные работы по храму были закончены.

09.jpg

Начались работы по благоустройству территории храма, возведению новой кованой ограды на белокаменном цоколе.

IMG_8650.JPG

IMG_8658.JPG

9 октября 2003 года в день престольного праздника в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова при стечении прихожан настоятель храма протоиерей Андрей Хохлов совершил первый за 70 лет крестный ход вокруг храма.

IMG_8644.JPG

Следующей значительной вехой в истории храма можно назвать 2008 год. В 2008 году в храме были проведены ремонтно-реставрационные работы на колокольне храма и западном фасаде трапезной св. Николая.

IMG_8656.JPG

1 декабря 2011 года на благоустроенной территории храма состоялось захоронение останков усопших, найденных на территории храма с 1996 по 2011 годы во время ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории храма, и которые ранее покоились на церковном кладбище, уничтоженном в советское время при строительстве корпусов театра им. Пушкина. 9 декабря 2011 года на месте захоронения установлена Голгофа с памятной надписью «Вечная память почившим окрест храма сего погребенным».

15.jpg

В настоящее время при храме действует церковная приходская библиотека, воскресная группа для детей, воскресный лекторий для взрослых,  который предлагает слушателям лектория циклы лекций по «Библейской археологии», «Истории РПЦ», «Истории Церковного искусства»; и факультатив по греческому языку. Обучение бесплатное. Детская воскресная группа занимается по двум направлениям: Закон Божий и рисование. Особое место на приходе занимает молодежная работа. Молодежный сектор организует экскурсии, конкурсы, квесты для любителей истории и архитектуры Москвы.
С 2010 года на попечении прихода находятся два социальных объекта: Офтальмологическая клиническая больница в Мамоновском переулке и ГБУ ЦСО «Пресненский», с которыми заключены бессрочные договора о сотрудничестве.

1579519721.jpg
Круглова Светлана "Церковь Иоанна Богослова на Бронной"

http://bogoslovnabronnoy.ru/
http://temples.ru/gallery.php?CardID=2336
http://sobory.ru/photo/195744
http://www.porto.artonline.ru/painting_info/179203?mv=3
https://vk.com/club23959766
Памятники архитектуры Москвы Земляной город. Москва «Искусство» 1989

Profile

nekrasov1979
Улыбка Чеширского Кота

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow