?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у deadokey в ЕЛИЗАВЕТИНСКАЯ (Академическая) галерея, г. Пятигорск, Ставропольский край
Мы продолжаем свое путешествие по курортам Кавказских Минеральных Вод. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с самой «литературной» достопримечательностью Пятигорска – зданием Елизаветинской галереи. Это сооружение имеет четыре названия: дореволюционное, советское, фактическое и неофициальное.  Сперва новая курортная постройка была названа Елизаветинской галереей – в честь Елизаветы Алексеевны, супруги императора Александра I. В 1925 году галерея стала называться Академической – в честь юбилея Академии Наук. Сейчас галерею официально принято называть двойным именем – Елизаветинской (Академической), в то время как жители Пятигорска неофициально величают ее не иначе, как «каменной короной» города.
Наибольшую популярность Елизаветинской галерее принес Михаил Лермонтов, сделав ее местом действия нескольких важных сцен в своем бессмертном романе «Герой нашего времени». Именно около «Елизаветинского источника» познакомились Грушницкий и Княжна Мери.
«Переменчивость» в названии галереи хорошо отражает ее интересную, стремительно изменяющуюся судьбу. Эта необычайно красивая конструкция, стилизованная под строение эпохи Возрождения, была возведена в середине XIX века по проекту архитектора Самуила Уптона, ранее известного нам как автора Нарзанной галереи в Кисловодске. Построенная на месте самого первого пятигорского целебного источника, сначала она выполняла функцию курортных ванн, потом – лечебницы-приюта под покровительством Ольги Федоровны, супруги сына Николая I, великого князя Михаила Николаевича. В советские годы в здании ванн стали действовать бюветы, а еще совсем недавно в исторической достопримечательности находился Музей насекомых, полюбившийся многим завсегдатаем курортов Кавминвод. Сейчас Елизаветинские ванны пустуют, музей закрыт.
В путешествии по Елизаветинской (Академической) галерее мы узнаем, какую роль в открытии самого знаменитого пятигорского источника сыграли лошади, какие персонажи «Героя нашего времени» регулярно бывали в галерее, и на какие архитектурные сооружения в России похожа Елизаветинская галерея. Присоединяйтесь к экскурсии!



Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск






Дата фотографий: 2015 год, 12 ноября.



Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
2.

Рассказывая об истории Елизаветинских ванн, трудно не углубиться в предысторию появления этого места, как такового. Знаменитое здание появилось в живописной балке, расположенной между гор. Задолго до того, как в Пятигорске начал развиваться курорт минеральных вод, было известно о существовании здесь уникальных источников – Горячих Вод. Сюда приезжали многие путники, желающие поправить свое здоровья. Но мало кто знало, что рядом существует еще один источник – с теплой кисловатой водой. О нем долгое время ходили многочисленные слухи и местные легенды: например, о том, что уставшие после долгой дороги лошади, попив воды из источника, быстро делаются бодрыми и становятся более здоровыми.

Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1955 г. Найдите на этой фотографии Елизаветинскую галерею.

Узнав об этом феномене, знаменитый доктор Федор Петрович Гааз, начал изучать местные воды. Спустя некоторое время он пришел к выводу о том, что у данной воды действительно существуют уникальные целебные свойства, аналоги которых очень сложно где-либо встретить. Доктор обнародовал эти сведения и начал рекомендовать своим знакомым и пациентам пить воду из этого источника. С этого началась небывалая популярность пятигорского источника с кислыми водами.

Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
3.

Федор Петрович сам дал имя своему открытию –  в 1810 году он назвал его Елизаветинским источником, в честь супруги Александра I Елизаветы Алексеевны, в девичестве – принцессы Баденской. В связи с тем, что поток туристов, желающих ощутить на себе чудодейственные свойства источника увеличивался, его углубили и превратили в незамысловатый колодец. Черпали оттуда воду кружками, никаких удобств для туристов рядом не было. Однако, в 1814 году, на средства мецената Кирилла Федорова из Астрахани, источник был существенно благоустроен. Здесь появился домик с ваннами, помещениями для переодевания и сенями. Мужских и женских раздевалок на источнике первое время не было. Но в городе было заведено так: в первой половине дня там купались мужчины, во второй – женщины.

Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1902 год.

Вторая волна существенных преобразований коснулась источник в 1823 году. Простой колодец был увеличен, рядом с ним появились каменные вазы для недопитой воды. А сама территория около источника начала превращаться в курортное место – здесь появились клумбы, цветники и Еманульевский сад, ставший невероятно популярным среди отдыхающих. Чтобы новое курортное место продолжало развиваться, возникла необходимость оборудовать помещение, где туристы могли бы спрятаться от жары и дождя, отдохнуть и насладиться местными видами. И вот, в Пятигорске одна за другой, появились две небольшие деревянные галереи со скамейками. Но как бы не усовершенствовали эти сооружения, было ясно: для увеличивающегося потока отдыхающих в Пятигорске необходимо возвести более красивое, масштабное и функциональное строение.

Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
4.

Это решение начали воплощать в жизнь в 1848-1850 годах. По инициативе Михаила Семеновича Воронцова в Пятигорске начали строить регулярную каменную галерею. Главным архитектором этого проекта стал Самуил Уолтон, который в те времена слыл мастером курортных строений, и, в особенности – галерей. Грандиозное строительство не обошлось без слухов. Говорили, что Воронцов так активно поддерживает инициативу строительства двух новых галерей – Елизаветинской и Михайловской, чтобы увековечить в их названиях свое имя и имя своей супруги Елизаветы. Но эта версия больше похожа на сплетню. Михаил Воронцов за свою жизнь успел совершить много дел, способствующих реальному развитию курортов Кавминвод, и, отдавая распоряжение о строительстве новой галереи, он, в первую очередь, руководствовался соображениями общественной пользы.

Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
5.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
6.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
7.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск

8.

Уолтону удалось возвести невероятно легкое и изящное произведение архитектуры в стиле классицизма с элементами итальянского ренессанса. Оно представляло собой прогулочную галерею, примыкающую к основному зданию, расположенному над источником. Две эти части соединялись между собой изящной аркадой. Внутренние помещения галереи были строго поделены на функциональные зоны. В правом ее крыле находились ванны, получившие название Товиевские. А в левой ее части находился просторный зал для отдыха туристов и ожидания процедур.

Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
9.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
10.

Открытая часть галереи стала центром общественным и культурным центром Пятигорска. Здесь можно было встретить и тех, кто хотел поправить свое здоровье, и тех, кто приходил сюда пообщаться и полюбоваться видами, открывающимися отсюда особенно эффектно. Роль Елизаветинской галереи в жизни курорта хорошо отражена Великим писателем Михаилом Лермонтовом в «Княжне Мери». Именно у здания Елизаветинской галереи, которую Лермонтов в своем произведении называет Елизаветинским источником, и произошли несколько ключевых событий повести. Здесь Печорин впервые встречается с Грушницким в Пятигорске. И здесь же состоялось первое знакомство Грушницкого с княжной Мери, переросшее впоследствии в трагическую любовную историю.

Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
11.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
12.

В конце позапрошлого века здание было существенно перестроено и расширено множеством пристроек. Но вскоре галерея стала функционировать не только как место для лечения водами. Вскоре здесь открыли благотворительный лазарет-приют для малоимущих больных. Покровительствовала ему сама великая княгиня Ольга Федоровна, которая являлась кузиной Елизаветы Алексеевны Романовой – той, в честь кого галерея и получила свое название. Приют просуществовал недолго. Через несколько лет в Елизаветинской галерее разместился хирургический корпус больницы, а еще через несколько лет – преуспевающий завод по производству льда, известнейший на Кавминводах.

Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
13.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
14.

После революции здание галереи продолжали использовать в разных целях. Но сперва оно было переименовано в Академическую галерею – в честь очередного юбилея Академии Наук, сыгравшей большую роль в изучении свойств вод и развития лечения водами в России. По этому же поводу в здании открылся Курортный музей, экспозиция которого была посвящена развитию курортной жизни в Каминводах. В тридцатые годы прошлого века внешний вид галереи существенно изменился. Здесь по проекту архитектора Павла Павловича Еськова была возведена огромная лестница, примыкающая к зданию галереи. Архитектору удалось грамотно дополнить идею Уолтона и придать ему вид завершенности. Сегодня галерею уже с трудом можно представить без этой лестницы.

Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
15.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
16.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
17. Вид на беседку "Эолова арфа".
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1900-1910 гг.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
18.

В 1962 году советскими властями было принято решение об открытии в галерее питьевого бювета. Он просуществовал там продолжительное время. Но после распада СССР Елизаветинскую-Академическую галерею ждала очередная перемена участи. В 1995 году в ее здании разместился музей насекомых. В нем находилась большая коллекция местных и экзотических бабочек, а также живые экспонаты – змеи, совы, хамелеоны. С некоторыми из «обитателей» галереи все желающие могли поиграть и сфотографироваться. Многие туристы с удовольствием посещали музей.

Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск

19. Музей насекомых.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
20.

Однако, здание галереи ждал очередной виток истории, унесший с собой музей. В настоящее время галерея пустует. К ней еще приходят «по старой памяти» частые гости Пятигорска и любители старины. Но центром курортной жизни, как много лет назад, она, увы, сейчас не является.

Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
21.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
22.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
23.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
24. Поднимаемся наверх.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
25. На скале, севернее Академической галереи на самом краю обрыва, подобно бельведеру высокой башни-маяка, продуваемой всеми ветрами, одиноко белеет известная всем пятигорчанам беседка Эола.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
26. От беседки открывается отличный вид на галерею.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1900-1910 гг.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
27.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
28. Беседка построена в 1830-1831 гг.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1933-1934 гг.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
29. История "Эоловой арфы".
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
30.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
31. Вид на Пятигорск.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
32. В следующем "кавказском посте" мы прогуляемся в Пушкинские верхние ванны и обязательно зайдем внутрь.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1900-1910 гг. Вид от Пушкинских ванн на галерею и беседку.





Старые фотографии

Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
Начало XX века.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1900-1910 гг.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1900-1910 гг.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1977 г.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1998 г.





Старые карты



Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1840 год.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1858 год.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1871 год.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1882 год.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1903 год.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1918 год.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1936 год.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1943 год.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
1958 год.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
2004 год.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
2005 год.
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
2009 год
Елизаветинская (Академическая) галерея, г. Пятигорск
2015 год



Ссылки


1. Путеводитель "Кавказские Минеральные Воды" из серии "Сто путей, сто дорог", 1987 г.

Profile

nekrasov1979
Улыбка Чеширского Кота

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow