?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у galik_123 в В.В. Верещагин - художник легендарной судьбы и славы
26 октября исполняется 175 лет со дня рождения В.В. Верещагина (1842-1904), русского живописца и литератора.


Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце.
И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово,
я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу.
Но фурия войны вновь и вновь преследует меня.

                         Василий Васильевич Верещагин

Современники о Художнике и художник о своём Творчестве

А. Бенуа:
Василий Васильевич Верещагин - "самое одно время популярное во всём русском искусстве лицо  - не только в России, но во всём мире, заставившее волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку"

Самый известный шедевр художника "Апофеоз войны" (1871) хранится в Третьяковской галерее. Известно и примечание к картине, оставленное художником на раме - "Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим".
Сила этой картины была такова, что один прусский генерал советовал императору Александру II "приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние". И в течение тридцати с лишним лет государственные музеи России не приобрели ни одного полотна Верещагина.

В.В. Верещагин:
"Выполнить цель, которою я задался, а именно: дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… Нужно не бояться жертвовать своею кровью, своим мясом – иначе картины мои будут не то".

Его с овациями приветствовали в Берлине, в Лондоне, в Париже и других городах Европы. Выставленные полотна, подчеркивающие нелепость и преступность войны, вызвали настоящую бурю обсуждений, всколыхнув общественное мнение. О его популярности можно судить из цифр: его выставку в Петербурге в 1880 г. посетили 240 тыс. человек (за 40 дней), в Берлине – 140 тыс. человек (за 65 дней), в Вене – 110 тыс. (за 28 дней). В Америке ему предлагали почётное гражданство и мечтали, что он станет родоначальником американской школы живописи.

Во Франции Верещагин познакомился с художником-баталистом Мейссонье. Тот рассказывал о работе над картиной "Наполеон в 1814 году". Художник, чтобы писать с натуры разбитую войной дорогу, покрыл специальную платформу слоем глины, несколько раз провез по ней бутафорскую пушку на колесах, подковой сделал следы лошадиных ног, посыпал все мукой и солью, чтобы создать впечатление блестящего снега. "А как вы решаете такие проблемы, мсье Верещагин?" – спросил он. "У меня нет таких проблем, – ответил Верещагин. – У нас в России в мирное время достаточно выехать на любую дорогу, и она окажется изрытой и непроезжей как после битвы".

31 марта 1904 г. в 9.34 утра Василий Верещагин сделал свой последний набросок в блокноте. Вокруг кричали люди, трещали языки пламени, кипело Жёлтое море - броненосец "Петропавловск" подорвался на мине и шёл ко дну. Вдалеке виднелся Порт-Артур. На том броненосце должен был плыть художник Метелица, но он заболел. И Макаров, старый приятель по кадетскому корпусу, позвал в поход Верещагина. Подорвавшийся корабль за 2 минуты ушёл на дно. Останков художника нет, памятника на месте его гибели тоже. Могилы всех родственников Верещагина тоже исчезли под водой Рыбинского водохранилища, когда была принята программа затопления земель.

Узнав о гибели Верещагина, Санкт-Петербургские ведомости одни из первых опубликовали короткое обращение:
"Весь мир содрогнулся при вести о трагической гибели В. Верещагина, и друзья мира с сердечной болью говорят: „ушел в могилу один из самых горячих поборников идеи мира“. Макарова оплакивает вся Россия; Верещагина оплакивает весь мир".

В.В. Стасов:
"Обращать все внимание только на одни военные картины Верещагина - огромная ошибка, огромное заблуждение и односторонность. Самые разнообразные стороны народной жизни были одинаково доступны и драгоценны Верещагину для его изображений."


Садовая калитка в Чугучаке, 1869 - 1870. Государственная Третьяковская галерея

Всего В.В. Верещагин побывал в 66 странах мира. Сражался на Балканах, а также в Средней Азии. Как мирный путешественник ездил в Сирию и Палестину, на Филиппины и Кубу, в Японию, дважды в Индию и трижды в Штаты, исколесил всю Европу, не говоря уже о Российской империи. И везде, где бывал, делал зарисовки. Причем зарисовки во многом репортажного свойства - фиксировал объект или интересного человека. В.В. Верещагин написал около двадцати книг: "Очерки путешествия в Гималаи", "На Северной Двине. По деревянным церквам", "Духоборы и молокане в Закавказье", "На войне в Азии и Европе", "Литератор", статьи "Реализм" и "О прогрессе в искусстве".



Василий Васильевич Верещагин. Развалины в Чугучаке. 1869-1870

Со своей первой женой Верещагин предпринял восхождение в Гималаи. Они тогда поднялись очень высоко безо всякого оборудования, сопровождающие отстали, и молодой паре пришлось устраивать холодную ночёвку, они чуть не погибли. Англичане очень испугались этого верещагинского путешествия. Они считали, что он как разведчик зарисовывает военные тропы. В газетах тогда писали, что Верещагин кистью прокладывает дорогу русских штыкам.


Василий Васильевич Верещагин. В Индии. Снега Гималаев. 1874-1876

Верещагин о Гималаях: "Кто не был в таком климате, на такой высоте, тот не может составить себе понятия о голубизне неба, — это что-то поразительное, невероятное, краска сильнее всякого чистого кобальта, это почти ультрамарин с небольшою дозою кармина. Розовато-белый снег на этом фоне является поразительным контрастом".


Василий Васильевич Верещагин. Гималаи. Главная вершина. 1875. Томский областной художественный музей

В.В. Верещагин:
"В наш век развития пароходства и железных дорог не пользоваться средствами передвижения, не учиться на живой летописи истории мира - значит вырвать самые интересные страницы из книги своего бытия..."


Василий Васильевич Верещагин. Буддийский храм а Дарджилинге. Сикким. 1874

Верещагин о путешествии по Индии: "Я застрелил раз огромную летучую мышь, просто из любопытства... Через несколько дней вижу эту животинку, уже сильно испортившуюся, привязанною за крыло к седлу одной из моих вьючных лошадей. "Зачем ты возишь эту гадость?" — спрашиваю слугу- индуса. "Я думал, что вы будете кушать, сэр", — ответил вегетарьянец".


Василий Васильевич Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874-1876



Василий Васильевич Верещагин. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре. 1874

Верещагин к пейзажам Средней Азии, где он участвовал в боевых действиях, испытывал противоречивые чувства:
"Призрак войны все еще заставляет меня изображать войну, и если мне хочется писать солнце, то я должен красть время у самого себя..."


Василий Васильевич Верещагин. Киргизские кибитки на реке Чу.1869-1870



Василий Васильевич Верещагин. Распятие на кресте у римлян. 1887

Длительное время художник вынашивал замысел написать большой цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, для чего изучал архивные материалы, посещал места боев.
"Цель у меня была одна, - писал он, - показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм…".


Василий Васильевич Верещагин. Наполеон I на Бородинских высотах. 1897



Василий Васильевич Верещагин. Наполеон и генерал Лористон ("Мир во что бы то ни стало!"), 1899-1900

Опыт общения художника со служителем одного из храмов Никко в Японии: "Вы можете писать сколько угодно снаружи, но внутри строго запрещается делать какие бы то ни было снимки», — ответ этот мне не понравился и показал, что служители алтаря уступят только или перед крупным денежным подарком, или перед давлением со стороны влиятельных лиц Токио".


Василий Васильевич Верещагин. Шинтоистский храм в Никко. Около 1904.

За излишнюю реалистичность в изображении Иисуса Христа как исторического персонажа церковь запретила к ввозу в Россию серию его евангельских работ. А архиепископ Венский проклял художника и запретил жителям Вены ходить на его выставку, но это только разожгло интерес. Когда Верещагин показывал эти картины в Америке, импресарио составил документы таким образом, что вся серия после выставки стала принадлежать ему. Недобросовестно составленный документ, по которому все права на редчайшие полотна Верещагина перешли к импресарио, организовавшему его выставку в Америке, до сих пор не оспорен Россией.
В 2007 году одна из картин  "Стена плача" была продана на аукционе за $ 3 млн 624 тыс. русскому коллекционеру.


Верещагин Василий Васильевич. Стена плача, 1884-1885

Василий Васильевич Верещагин был профессором Императорской Академии художеств (с 1874), но от звания отказался, будучи убежден во вредности "всех чинов и отличий в искусстве". Был женат дважды. В 1871 году женился на Элизабет Марии Фишер, но этот брак распался в 1890 году. Второй женой художника была Лидия Андреевская.


В кругу семьи. Источник

Источники информации
gallerix.ru/album/Vereshagin, vokrugsveta.ru, moiarussia.ru

Profile

nekrasov1979
Улыбка Чеширского Кота

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow