Дата. Андрей Воронихин

Андрей Никифорович Воронихин родился 28 октября 1759.

Андрей Воронихин родился в семье крепостного, принадлежавшего графу Александру Сергеевичу Строганову, президенту петербургской Академии художеств. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца; талант юноши привлёк внимание Строганова, и в 1777 граф отправил Воронихина учиться в Москву. С 1779 Воронихин работал в Петербурге, проживая в Строгановском дворце.

В 1785 Воронихин был отпущен на волю. С 1786 по 1790 изучал архитектуру, механику и математику за границей, куда отправился вместе с сыном графа Строганова Павлом.
В 1797 художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей). С начала 1800-х преподавал в Академии художеств.
К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке, а также дома в усадьбе Городня (Калужская губерния).
Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 за проект колоннад в Петергофе; с 1802 он был профессором Академии художеств.

Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801, окончены работы в 1811.
   Другое крупное сооружение Воронихина в
Петербурге - здание Горного кадетского корпуса (позже института, 1806-1811). И здесь мастер нестандартно решил проект ансамбля. Место, отведенное для строительства, находилось на берегу Невы, у самого входа в город со стороны моря. Архитектурной доминантой его стал мощный двенадцатиколонный портик, возникающий словно пропилеи на морском пути в Петербург.

В числе других работ Воронихина - дом Государственного казначейства, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.


По материалам сайтов:

http://kazansky-spb.ru/

http://dvorspb.ru/sights/architecture/palaces/mining-institute/

https://www.spb-guide.ru/page_18180.htm

http://www.ote4estvo.ru/russkie-xudozhniki/174577-andrey-nikiforovich-voronihin.html

http://www.peterburg.biz/voronihin-andrey-nikiforovich.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

(no subject)

 Не сердитесь на дураков, они будут жить еще долго, к ним следует относиться, как к дурной погоде

 Максим Горький

Пять книг недели

Пять книг недели

Михаил Однобибл, Вероника Кунгурцева. Киномеханика.

М.: Городец, 2018. – 432 с. ISBN 978-5-907085-01-5

Об одном из соавторов – Михаиле Однобибле – известно немного: в 2016-м он стал финалистом премии «Национальный бестселлер» с романом «Очередь». Вероника Кунгурцева – прозаик, журналист, автор книг для детей «Похождения Вани Житного, или Волшебный мел», «Орина дома и в Потусторонье», лонг-листер премий «Ясная поляна», «НОС». Роман «Киномеханика», действие которого происходит в 1970-е, начинается как детективная история предательства и отмщения, однако постепенно превращается в произведение реалистическое и даже натуралистическое: «На пляже было слишком тесно. И в то же время отсюда некуда было дальше идти. Марат столько сил потратил на то, чтобы достигнуть первого моря, и вот теперь оказался прижат к нему! Он ежился от одной мысли, что придется обувать страшные душные ботинки «прощай, молодость!» и хромать по незнакомым улицам, на которых непонятно, где ловить фарт».

Збигнев Херберт. Господин Когито и другие: Стихотворения / Пер. с польск., предисл., прим. В.Л. Британишского.

СПб.: Алетейя, 2018. – 256 с. (Bibliotheca Polonica). ISBN 978-5-89329-714-0

Как говорится в аннотации, большая часть стихотворений в сборнике «Господин Когито и другие» польского поэта Збигнева Херберта (1924–1998) – автора девяти книг стихов, книг эссе, пьес, – печатается на русском впервые. Владимир Британишский в статье «От переводчика» вспоминает, что с поэзией Херберта знаком с 1963 года: «Именно «античный» Херберт <…> заинтересовал меня поначалу. Но также Вторая мировая война, годы оккупации и Сопротивления. Вскоре, однако, я поддался очарованию самой интонации Херберта, его личности, и мне он был интересен и дорог уже весь». В сборник вошли стихи из книг «Струна света», «Гермес, пес и звезда», «Исследование предмета», «Надпись», «Господин Когито», и др.: «во мне огонь, который мыслит/ ветер который полнит парус/ руки мои нетерпеливы/ могут/ голову друга/ изваять из воздуха/ твержу я стих который хотел бы/ перевести на санскрит»

Павел Зальцман. Средняя Азия в Средние века (или Средние века в Средней Азии).

М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. – 472 с. ISBN 978-5-91103-427-6

Издание включает первую часть и план второй части с комментариями и набросками незавершенного романа поэта, прозаика, художника, ученика Павла Филонова, кинематографиста, искусствоведа Павла Зальцмана (1912–1985), а кроме того, «Среднеазиатские сказки» и «Среднеазиатский дневник 1934 года», написанные по следам поездок в Среднюю Азию на натурные съемки в 1930-х, когда Павел работал на «Ленфильме». «Базар неспокойно движется. Продавцы поглядывают зорче. <...> Вдруг небольшая часть толпы, как ток в хоузе, неожиданно направляется к мечети. За нею со всех сторон вытягивают головы, оборачиваются и переспрашивают.

Это мударис? Ишан? Он что говорит?

Нет, сюда пришел новый дивона (дивона – в Средней Азии странный, сумасшедший, юродивый, одержимый духами. – «НГ-EL»).

Какой дивона?

Разве ты не знаешь? Дивона из Мишраба.

Как! Он здесь?! Тот самый, о котором рассказывают? А ну-ка позволь, дай пройти…

По тропинке, огибающей водопад, к мечети спускается дивона. Он спокоен и нетороплив. Широкие пальцы с немного загнутыми кверху ногтями перебирают коричневые бусины четок».

Сергей Платонов. Провалы во внешней политике России. От Венского конгресса до Минских соглашений.

М.: Центрполиграф, 2018. – 352 с. ISBN 978-5-227-07814-8

Автор книги рассматривает самые пагубные ошибки и провалы в отечественной внешней политике и дипломатии, дабы предостеречь от них в будущем. «Брак в работе сантехника замечает каждый, – говорится в предисловии. – В работе дипломата – заметят единицы. Хотя почувствуют миллионы». Исследование состоит из четырех частей – «Истоки», «Победы и роковые ходы», «Украинский рецидив», «Новейшая дипломатия». Подробности - в главах «Дипломатия войны», «От Тегерана к Крыму», «Вышинский и ООН», «Еще о Горчакове. Гений дипломатии или ловкий царедворец?», «Дипломат» Хрущев», «Аляску продали?» и др.


Бен Эмбридж. Умнее ли ты шимпанзе? Сразись с поразительно умными животными / Пер. с анг. Ю. Бугровой.

М.: Индивидуум Паблишинг, 2018. – 332 с. (Психология). ISBN 978-5-9908861-0-0

Британский психолог, профессор Ливерпульского университета Бен Эмбридж предлагает поучаствовать в интеллектуальном состязании с кошками, летучими мышами, слонами, пройдя научные (и при этом занятные) тесты и подтвердив (или не подтвердив) гордое звание homo sapiens. Для этого нужно выбрать одну из трех чашек капучино разной стоимости; разгадать головоломку «Найди слово»; выбрать оптимальную траекторию, чтобы объехать несколько городов с минимальными временными затратами; сравнить длину двух отрезков и многое другое. Автор надеется, что его труд окажет содействие «процессу культурной эволюции: к нашему общему человеческому сознанию».

Независимая Газета — Ex Libris – 2018 — 18 октября

(no subject)

 Когда много спрашивают - мало думают и плохо помнят

 Максим Горький

Дата. Николай Караченцов

Николай Петрович Караченцов родился 27 октября 1944. Советский российский актёр театра и кино.

В 1967 Караченцов с отличием окончил Школу-студию МХАТ и в числе десяти лучших выпускников был направлен по распределению в Московский театр имени Ленинского комсомола (с 1991 - Ленком). С тех пор с этим театром была связана вся дальнейшая судьба актёра.

Николай Караченцов  начинал как исполнитель ролей молодых, динамичных героев: Шурка Басаргин ("Дым отечества"), Карабанов ("Колонисты"), Солдат ("Прощай, оружие!"). Роль Тиля Уленшпигеля ("Тиль" Григория Горина по Шарлю де Костеру) принесла Николаю Караченцову репутацию синтетического актера - певец, мим и акробат.
Известность Караченцову принёс спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (две роли в музыкальной версии поэтической драмы Пабло Неруды). Не меньший успех имела работа актёра в рок-опере "Юнона и Авось", где он играл графа Резанова. Новый жанр "рок-оперы" сделали "Юнону и Авось" классикой, культовым спектаклем 1980-х. Этот спектакль с участием Караченцова шел на сцене театра более 20 лет и всегда собирал аншлаги.
В театре, в котором Караченцов проработал около сорока лет, он сыграл во многих спектаклях: "Мольер" Михаила Булгакова, "Жестокие игры" Алексея Арбузова, "Оптимистическая трагедия" Всеволода Вишневского, "Диктатура совести" Михаила Шатрова, "Гамлет" Шекспира, "Шут Балакирев" Григория Горина.
В кино Николай Караченцов начал сниматься с 1967. За свою карьеру актёр снялся более чем в 100 фильмах, среди которых "Старший сын" (1975), "Собака на сене" (1977), "Приключения Электроника" (1979), "Трест, который лопнул" (1982), "Дом, который построил Свифт" (1982), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987), "Две стрелы" (1989), "Криминальный квартет" (1989), "Подземелье ведьм" (1990), "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" (1997), "Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского" (1999). Среди работ 2000-х - "Завещание императора" (2000), "Игра в любовь" (2000), "На углу, у Патриарших - 2" (2001), "Идеальная пара" (2001), "Тартарен из Тараскона" (2003).
Он снимался в кинолентах всех жанров: драма, приключения, комедия, детективы, исторические, музыкальные, детские фильмы. В картинах все каскадёрские трюки Николай Караченцов всегда исполнял сам, без дублёров.
Николай Караченцов много работал на телевидении и радио.
Серьёзным увлечением Караченцова стало пение. Он исполнил песни ко многим кинофильмам и мультфильмам. Николай Караченцов был председателем жюри фестиваля актёрской песни имени Андрея Миронова. В творческом активе Караченцова более 100 песен; в 1996 вышел полный компакт-диск с песнями в исполнении актёра "Сны и были Николая Караченцова".
Актер создал Школу искусств Николая Караченцова, где обучал детей танцам, степу, верховой езде, живописи, фехтованию.

По материалам сайтов:

https://ria.ru/spravka/20141027/1030301468.html

https://www.google.ru/search?q=%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9+%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&newwindow=1&tbm=isch&source=iu&ictx=1&fir=VAf7JdOq9DiJsM%253A%252C4mK2BoeAr8F9JM%252C_&usg=AI4_-kS8tZ-mTajI-8GVW4C0bOH9euTbdA&sa=X&ved=2ahUKEwjekK3k_p_eAhXDEiwKHVQNC-wQ_h0wDHoECAoQDQ#imgrc=mdWJQ5Pp9Bl2ZM:

(no subject)

 Несчастье - самый прочный цемент для соединения натур даже прямо противоположных друг другу

 Максим Горький

Дата. Роберт Фальк

Роберт Рафаилович Фальк родился 27 октября 1886. Русский живописец.

Окончив Петропавловское реальное училище в Москве, в 1904-1905 Фальк занимался у К. Юона и И.Дудина, в частной студии И. Машкова, а в 1905-1912 - в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Архипова, Васнецова, Пастернака (отца поэта), Серова, Коровина; принимал участие в самых разных выставках не только в Москве, но и в Петербурге, Одессе и других городах. В 1910-1916 вместе с другими художниками создаёт и активно участвует в объединении "Бубновый валет".

В 1917 художник стал членом объединения "Мир искусства".

Одно время Фалька привлекали яркие, контрастные сочетания красок, он обобщал и подчеркивал тёмным контуры. Добиваясь эмоциональной выразительности, Фальк некоторое время был очень увлечен кубизмом. Это особенно ярко выявилось в его натюрмортах, пейзажах 1913-1914. Даже экспериментируя, Фальк умел сохранять и передавать в своих произведениях внутреннее чувство гармонии.
После Октябрьской революции Фальк активно работал в Московской
коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. А в 1918-1928 был профессором живописи сначала 1-х Государственных свободных художественных мастерских, потом Вхутемаса, Вхутеина. Во Вхутеине в 1926-1928 был деканом живописного факультета.

В это время Роберт Фальк увлекается поздним импрессионизмом и примитивизмом, переосмысливает творческие искания Сезанна. Точно разрабатывая цвето-пластическую форму, он создал такие живописные шедевры, как "Красная мебель" (1920), парижские пейзажи (1930-е годы), "Картошка" (1955), "Автопортрет в красной феске" (1957).

Роберт Фальк участвовал в выставках Общества московских художников, оформлял многие спектакли: в 1922-1925 - спектакль "Ночь на Старом рынке" И. Переца в Госете, в 1930-м - "Уриель Акоста" К. Гуцкова в театре "Габима" в Париже, в 1940-1941 - "Заколдованный портной" Шолом-Алейхема в Белорусском государственном еврейском театре. В послевоенные годы Фальк оформил спектакли "Леса шумят" A. Брата и Г. Линькова в Госете (постановщик С. Михоэлс, 1947), "Лев на площади" И. Эренбурга в Государственном московском Камерном театре (постановщик А. Таиров, 1948), "Только правда" Ж.П. Сартра в Театре сатиры (постановщик B. Плучек, 1955-1956).
В 1929-1938 Фальк работал в Париже; во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации - сначала в Башкирии, затем в Средней Азии.

Больше всего Фальк любил писать натюрморты, пейзажи и портреты и практически никогда не делал сюжетных композиций. В каждой своей картине он предлагает зрителю задуматься, сосредоточиться, понять тонкий внутренний мир героя. В произведениях Фалька всегда очень точно сконструирована пластическая форма, а из колористических соотношений он предпочитал мягкие, тонкие. Его Париж не ярок. Он грустен, сосредоточен, порой даже печален и одинок. Натюрморты Фалька поражают очень ясным композиционным построением и особой одухотворенностью.
После 1953-го Фальк стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала XX века и послесталинской оттепелью.

По материалам сайтов:

https://www.art-spb.ru/article/165

https://www.liveinternet.ru/users/4468278/post276326756/

https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/29233/https://w.histrf.ru/articles/article/show/falk_robiert_rafailovich

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA,_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%A0%D0%B0%D1%84%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

(no subject)

 Гуманизм должен внушать не пассивное чувство сострадания, а воспитывать активное отвращение ко всякому страданию

 Максим Горький

Дата. Тамара Сёмина. 80 лет со дня рождения

Тамара Петровна Сёмина родилась 25 октября 1938. Советская российская актриса театра и кино.
Тамара училась в Калуге до 8 класса, затем перешла в школу рабочей молодёжи, там она стала одновременно и ученицей, и библиотекарем, и секретарём. Тамаре прочили педагогическую стезю, но в душе она мечтала о кино. В 1956 она уезжает в Москву, чтобы учиться на актрису. В Москве с Тамарой произошла почти мистическая история: троллейбус привёз её, совершенно не знавшую чужого города, прямо ко ВГИКу. На вступительные экзамены документы уже не принимали, но декан актёрского факультета упросил комиссию сделать для Тамары исключение.

У меня был тоненький голосочек, и говорила я очень быстро, почти скороговоркой. Приёмная комиссия подыхала со смеху. Попросили спеть. Дали аккомпаниатора. Играет вступление, смотрит на меня, я - никак. Она второй, третий раз. Говорю: «Можно без вас? Вы мне мешаете». Никакого волнения, наив полнейший! Пока пела, члены приёмной комиссии стали переговариваться. Я замолчала. «Ну, что ж ты не поёшь?» — «Сами сказали: пой, а сами разговариваете. Ну что, петь дальше?» — «Хватит. Прочти стихотворение». — «Не буду. Плохое стихотворение. „Наш герб“ называется». Тут вообще все легли.
Так 1956 Тамара стала студенткой ВГИКа. Не учившаяся ранее актёрскому мастерству девушка просто покоряла всех неистощимой выдумкой: на показах она изображала шестилетнего мальчишку, который сидит на окне и не позволяет стащить себя оттуда, или третью жену в пантомиме «Троежёнец» - всё темпераментно, увлечённо, весело. Она вносила элемент игры и в жизнь - разыгрывала, подшучивала, сочиняла.
Дебют в кино состоялся уже на 1-м курсе: Тамара снималась в дипломных картинах молодых режиссёров и операторов. Она сыграла у А. Сахарова в эксцентрической комедии «Человек за бортом»; на 2-м курсе состоялась её встреча с молодым, но уже известным Марленом Хуциевым в картине «Два Фёдора»; на 3-м курсе Сёмина отлично справилась со сложной драматической ролью в фильме «Всё начинается с дороги» В. Азарова.
Во время учёбы во ВГИКе Сёминой почти все преподаватели прочили прекрасное будущее на комедийном поприще. А она сделала карьеру прежде всего как драматическая актриса. Открыл её в этом амплуа режиссёр Михаил Швейцер, который пригласил Сёмину на роль Катюши Масловой в экранизацию романа Льва Толстого «Воскресение» (1961). В фильме Сёмина проявила себя как классическая представительница русской актёрской школы переживания; особенно удались ей крупные планы, трагичные и выразительные. Её Катюша была по-настоящему чувственной, но без какой бы то ни было пошлости. За роль в «Воскресении» читатели журнала «Советский экран» признали Сёмину лучшей актрисой года. Фильм с успехом был показан в разных странах мира, а в 1962 на XV Международном кинофестивале в Локарно Сёминой, как лучшей актрисе, был присуждён приз ФИПРЕССИ. Она была признана лучшей актрисой и на кинофестивале в Мар-дель-Плата в Аргентине. Но самой ценной наградой стал похвальный отзыв, полученный от Джульетты Мазины. При этом роль в «Воскресении» была всего лишь дипломной работой Сёминой. После «Воскресения» Сёмина снялась в нескольких интересных ролях - в фильмах «Коллеги» режиссёра А. Сахарова, «Порожний рейс» В. Венгерова (оба 1962), «День счастья» И. Хейфица (1963), «Крепостная актриса» Р. Тихомирова (1963); в 1965 М. Швейцер пригласил Сёмину на роль в своей картине «Время, вперёд!», где она, как писали критики, «вырвалась на простор открытого актёрского темперамента» и проявила новые грани своего таланта: эксцентрику, тонкое чувство юмора.
Тамара много снималась в 1960-х - 1970-х в фильмах разных жанров, в каждой роли отшлифовывая свой универсальный талант. Среди её героинь были и современницы, и женщины из других эпох: «Человек, которого я люблю» режиссёра Ю. Карасика, «Совесть» С. Алексеева, «Чистые пруды», А. Сахарова, «Любовь Серафима Фролова» С. Туманова, «Один из нас», Г. Полоки, «Сохранившие огонь», «Расскажи мне о себе», С. Микаэляна.
С 1961 Сёмина, помимо кино, играла и на театральной сцене в Театре-студии киноактёра. Там ею были сыграны несколько знаковых ролей, среди которых Катерина в «Грозе» А.Островского, Валя Онищенко в «Русских людях» К. Симонова.
Особенно бурным успехом у зрителей пользовалась телевизионная эпопея В.Краснопольского и В.Ускова «Вечный зов», в котором Тамара Сёмина сыграла роль Анфисы.
В те же годы на широкие экраны вышли ещё три фильма, в которых Сёмина сыграла женщин с драматической судьбой. Это «Безотцовщина» В.Шамшурина, «Трактир на Пятницкой» А.Файнциммера и «Матерь человеческая» Л.Головни.
В сериале «Две судьбы», вышедшем на экраны в 2002, Тамара Сёмина исполнила роль тети Дуси, чем вновь доказала титул народной любимицы. На студию приходили письма с просьбой оставить персонаж до последних серий. Также Сёмина играла в сериалах «Пятый ангел», «Участок», «Бедные родственники», «Маша и Медведь». Со временем персонажи актрисы приобрели черты характерных возрастных героинь, что импонировало самой Тамаре Сёминой. Как утверждает актриса, она умеет получать удовольствие от собственного возраста.

По материалам сайтов:

http://stuki-druki.com/authors/Semina-Tamara.php

https://24smi.org/celebrity/2621-tamara-syomina.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%91%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0,_%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0