Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Дата. Николай Досталь

Николай Николаевич Досталь родился 21 мая 1946. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист.

В 1971 окончил факультет журналистики МГУ, в 1981 – Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Георгия Данелии). Как режиссёр снял фильмы «Человек с аккордеоном», «Шура и Просвирняк», «Облако-рай», «Мелкий бес», «Полицейские и воры», «Гражданин начальник», «Штрафбат», «Коля – перекати поле», «Завещание Ленина», «Раскол», «Петя по дороге в Царствие Небесное», «Монах и бес». Лауреат «Кинотавра» и кинофестиваля в Локарно («Облако-рай»), ТЭФИ («Штрафбат», «Завещание Ленина»), премии «Ника» («Завещание Ленина», «Раскол»), премии «Золотой орел» («Завещание Ленина»). Фильм «Монах и бес» признан лучшим фильмом российских программ по результатам рейтингового голосования на ММКФ-2016.

Из интервью Николая Досталя разных лет

У вас был давний, 1995 года, фильм «Мелкий бес» по роману Федора Сологуба. Тогда — «Мелкий бес», сейчас – «Монах и бес»… Скажите, вам близка тема взаимодействия с темными сущностями, может быть, тема экзорцизма?

Отвечаю: не близка. Судьба – она вот так складывается или по-другому, такой проект или другой проект: от «Мелкого беса» я перешел к полноценному «Бесу» (усмехается). Так произошло, но это абсолютно случайное совпадение. «Мелкий бес» для меня уже – прошлый век, прошлый-прошлый…

А вообще, «Мелкий бес» – это о том, что, как сказал индийский философ и поэт, основатель интегральной йоги Шри Ауробиндо: «Достичь небесных сфер не может ни один, минуя недра ада». Но этот фильм – только эпизод. Режиссер Николай Досталь снял более двадцати фильмов: «Штрафбат», например, о войне; «Завещание Ленина» — о Варламе Шаламове, великом русском писателе; «Раскол» — о расколе Русской православной церкви.

В общем, я живу здесь и сейчас, а вы меня в прошлый век тащите!

Нынешние российские идеологи, возьмём, скажем, Александра Проханова, пытаются совместить преклонение перед той Российской империей, чья история завершилась в 1917-м, с возвеличиванием героев советской эпохи, прежде всего Сталина. Как вы к этому относитесь?

Collapse )

"Ляжьте, женщина, и лежите"

  Мария Давыдова

«Ляжьте, женщина, и лежите»

Рассказы про английский язык, шутки музыкантов и подростковый бунт

Весело схожу я в могилу

У бабушки была книжица «Музыканты шутят», я ее очень любила. И там был такой анекдот музыкальный, как Брамс сочинял траурные марши, а издатель ему и говорит, мол, что у вас все музыка грустная да грустная, давайте веселей. В следующий раз Брамс приходит с похоронным маршем, а на титульном листе написано «Весело схожу я в могилу».

И вот как-то раз пошли мы с бабушкой на «Жизель». Все шло хорошо, пока бедняжка Жизель не стала плавно проваливаться под сцену на специальном таком люке – ей пора уже было прощаться с женихом и обратно в могилу возвращаться.

Бабушка видит, что у меня глаза на мокром месте, нагнулась ко мне и говорит тихонько на ухо: «Весело схожу я в могилу».

С тех пор прошла целая жизнь, а я до сих пор, как увижу финальную сцену из «Жизели», вспоминаю «весело схожу я в могилу» и не могу удержаться от смеха.

Некоторые люди удивляются.

Кризис полутора лет

Психологи настаивают на том, что в 40 начинается кризис среднего возраста, а, к примеру, в 14 – кризис подросткового возраста.

А в семь – кризис семи лет.

А в три – кризис трех лет.

А в полтора – кризис полутора лет.

Ну, еще есть, говорят, какой-то пенсионный, но его мы не будем пока рассматривать...

Психологи умные, здорово все расписали, но забыли приписать про поправку на психологический возраст.

Что, если, к примеру, в 40 лет человека накрывает подростковый бунт и он начинает доказывать престарелым родителям, что уже большой и сам себе голова?! Какой это тогда будет кризис: подростковый или среднего возраста?

Или в 30 человек еще не пережил процесс отделения от мамы... Это как такой кризис высчитывать и классифицировать: по возрасту или по поступкам?

Собственно, в такие рассуждения я пустилась, услышав из первых рук следующую прекрасную историю: одна молодая женщина родила первенца. Благополучно родила: все живы и приблизительно здоровы, но она – как бы это помягче сказать – немного подустала в процессе родов. Слегка утомилась. Немного недоспала. Чуть-чуть перенервничала: первый раз же! Ну, и всякое такое...

И решила она тогда отдохнуть – а что: кончил дело, гуляй, то есть лежи, смело!

И медперсонал ее в этом стремлении активно поддержал. И даже мягко настаивал на отдыхе примерно в следующих выражениях:

Ляжьте, женщина, и лежите! Кому говорят – нечего тут скакать! А то скакала одна...

Collapse )

(no subject)

Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается

Бернард Шоу

Дата. Андрей Миронов


 Андрей Александрович Миронов родился 7 марта 1941. Советский актёр театра и кино, артист эстрады.

 Родился в семье известных эстрадных артистов Марии Мироновой и Александра Менакера. Родители указали дату рождения ребенка 8 марта, пошутив, что он - «подарок женщинам в Женский день».

 Как-то в Звенигороде Андрей Миронов стоял на улице с Эльдаром Рязановым и вспоминал о съемках фильма «Бриллиантовая рука», которые проходили в Сочи. В частности, говорили о том, как во время съемок эпизода, в котором участвовали Юрий Никулин, он сам и Анатолий Папанов, из толпы зевак прорвался к самой площадке какой-то верткий небритый тип и, оттолкнув Миронова с Папановым, подбежал к Никулину с криком: «Здорово, разгильдяй!»

«Вот тут-то мы, — сказал Андрей Миронов, — по-настоящему позавидовали популярности Юрия Никулина в народе. Нас-то с Папановым он не заметил...»

В это время мимо проезжал на велосипеде какой-то звенигородский обыватель. Он резко затормозил и, уставившись на Миронова, закричал на всю улицу:

Вот так хрен к нам пожаловал!

Вот так-то, Андрей, — заметил Рязанов. — Теперь я вижу, что вы с Никулиным вполне сравнялись по популярности в народе!

Как-то на съемках «Бриллиантовой руки» Никулин вспомнил старый одесский анекдот: «Мать говорит мальчику: «Вот, Яшенька, учись хорошо. Если будешь хорошо учиться, то в честь тебя назовут какую-нибудь вещь, как уже назвали Сема-лет, Пиля-сос, Циля-визор"».

Миронов тут же подхватил:

Беня-диктин!..

И - пошло... Все изощрялись, как могли, и победителем становился тот, кто придумывал что-нибудь последним. Фантазия у всех уже истощилась, когда ночью в номере у Никулина зазвонил телефон, и Андрей сказал:

Семья: мама-Лыга, папа-Роса, Апель-сынчик...

Сказал и положил трубку. Он выиграл.

Андрей Миронов — сын популярных эстрадных артистов — поступил в театральное училище совершенно самостоятельно и вопреки воле родителей. Он не только никогда не прикрывался их славой, но даже склонен был скрывать свое родство со знаменитыми Мироновой и Менакером. Лишь товарищи Андрея это знали. Однажды в Баку на съемках «Бриллиантовой руки» всю киногруппу пригласили в гости артисты местного драматического театра и устроили им вечер. Все сидели за столом, и вдруг поднимается Юрий Никулин и торжественно произносит: «Товарищи! Вы все знаете, что есть такие замечательные артисты — Миронова и Менакер. Так вот, здесь присутствует (Миронов весь позеленел, замер)... артист Анатолий Папанов, за которого я и поднимаю этот тост!» Миронов показал Никулину кулак, а бакинские актеры долго не могли понять, отчего москвичи так хохочут...

К Миронову после встречи с публикой в Одессе кинулась на улице почитательница его таланта:

- Ой, Андрей Миронов! Так я же ваш кумир!..

По материалам сайтов:

http://lostfilm.info/cult/153150/

http://www.c-cafe.ru/days/bio/46/mironov.php



Дата. Николай Трофимов

 Николай Николаевич Трофимов родился 21 января 1920. Советский и российский актёр театра и кино.

 Сценическую карьеру начал в четырнадцать лет, сыграв невольника в спектакле "Хижина дяди Тома" в Севастопольском ТЮЗе.

 В 1941 окончил Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского. В годы Великой Отесественной войны служил в военно-морском флоте, был солистом Центрального ансамбля ВМФ, с 1943 - актёром театра Балтийского флота.

 В 1946-м по приглашению Николая Акимова перешёл в Театр Комедии. С 1963 по 1964 - актёр Лениградского театра им. Ленинского комсомола. В 1964 Николай Трофимов перешёл в Большой Драматический театр (к Г.А. Товстоногову), в этом театре прослужил до конца жизни. На сцене БДТ Трофимов сыграл более 40 ролей, в том числе Чебутыкина в "Трёх сёстрах", Лебедева в "Идиоте", Акопа в "Хануме", Перчихина в горьковских "Мещанах", Майора в спектакле по пьесе И. Эркеня "Тоот, другие и Майор". Одной из самых значительных его театральных ролей стал мистер Пиквик в "Пиквикском клубе". В этой же роли он в последний раз вышел на сцену в день своего 85-летия - 21 января 2005.

Collapse )

Дата. Леонид Броневой

Леонид Сергеевич Броневой родился 17 декабря 1928. Советский и российский актёр театра и кино.
  Леонид родился в Киеве, в семье Соломона Факторовича и Беллы Ландау. И отец Леонида, и два отцовых брата отличались лихим характером. В Гражданскую, во время беспорядков в Одессе, старший из них, Абрам, пошел грудью на белогвардейский броневик. Герой погиб, но его братьев с восхищением стали звать «бронированными» или «броневыми». Позже прозвище превратилось в фамилию.
  Соломона арестовали в 1936, матери пришлось изменить фамилию и отчество сыну – он стал Леонидом Сергеевичем Броневым. Но поначалу это никак не спасло опальную семью. Их выслали в Кировскую область и только накануне войны позволили снова вернуться в Киев. В войну Леонид жил в эвакуации в Чимкенте. Collapse )
 

Плюнуть негде, кругом стукачи! Повседневная жизнь советских диссидентов

    Марина Щукина

Плюнуть негде, кругом стукачи!
Повседневная жизнь советских диссидентов

Эту книгу можно читать для того, чтобы узнать о двух вещах. Во-первых, узнать о таком явлении, как сам- и тамиздата 2-й половины 70-х – начала 80-х годов, каким был сборник «Память». Пять выпусков (каждый по 500 с лишним страниц) тщательно откомментированных документов отечественной истории ХХ века, подготовленных в СССР группой друзей-единомышленников из Ленинграда и Москвы и переданных для публикации за рубеж, в Нью-Йорк и Париж. Во-вторых, понять, чем и как жила независимая интеллигенция, конкретно – круг Арсения Рогинского, ныне председателя правления общества «Мемориал», а тогда школьного учителя и неформального лидера неформальной редколлегии сборника «Память».

Книга четко делится на две части: «Исследования» и «Материалы». «Исследования» – это статьи молодых ученых-историков: канадки Барбары Мартин и россиянина Антона Свешникова. Барбара пишет о «появлении альтернативного исторического дискурса в советском диссидентском движении» после ХХ съезда. Никем не ангажированная «Память» стала реакцией на «повторную политизацию исторической науки» в «Архипелаге ГУЛАГ». Книга Солженицына, опубликованная в 76-м, по словам Рогинского, «построена вокруг одной идеи», в то время как задача научного сборника заключалась в том, «чтобы предоставить факты, прокомментированные факты». Вторая часть книги – это интервью с составителями «Памяти» Дмитрием Зубаревым, Сергеем Дедюлиным, Валерием Сажиным, Алексеем Коротаевым, Арсением Рогинским и Александром Даниэлем. Очень живые воспоминания. В них подлинная атмосфера одновременно дружеского и ученого подполья. Здесь же «Последнее слово» Рогинского на суде, состоявшемся 4 декабря 1981 года и приговорившем его по статье 196 УК РСФСР за публикацию архивных материалов в зарубежных изданиях к 4 годам лишения свободы. Ну и справочные материалы: содержание всех пяти выпусков (они по сей день не переизданы), литература по предмету, именной указатель.


Исторический сборник «Память». Исследования и материалы./
Сост., комментарии Б. Мартин, А. Свешникова. –
М.: Новое литературное обозрение, 2017. – 400 с.


Антон Свешников пишет историю создания каждого из пяти выпусков, восстанавливая ход работы буквально по дням. Когда сложился круг друзей, который пристально изучил Антон, я еще в детский сад ходила. А детские впечатления, хоть порой и неразборчивые, самые сильные. По-хорошему вспоминаю я молодых маминых друзей. (Мама не писала для «Памяти», но вместе с Натальей Кравченко входила в команду техподдержки сборника, и именно под такой табличкой их фотографии были размещены на стенде «Мемориала» в день презентации рецензируемой книги). С москвичом Зубаревым мама в середине 60-х училась на филфаке МГУ, а с ленинградцем Рогинским они познакомились на тартуской студенческой конференции. Рогинскому повезло: не пройдя по конкурсу в ЛГУ, он стал учеником Лотмана в Тарту.

Collapse )


Максим Кронгауз. Интервью «Независимой Газете»

   Максим Кронгауз. Интервью «Независимой Газете»

Руководитель лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик дал интервью "Независимой газете", в котором рассказал о внедрении мемов, «тоталитарном» языке и нервном рваном разговоре общества и власти, а также о своем отце, лингвисте и поэте, Анисиме Кронгаузе.

В конце 2016 года под редакцией Максима Кронгауза вышли «Словарь языка интернета.ru». О культуре языка и способах лингвистических манипуляций с Максимом КРОНГАУЗОМ побеседовала Юлия ГОРЯЧЕВА.

– Максим Анисимович, в какой степени ваш отец, поэт и переводчик Анисим Кронгауз, повлиял на ваш интерес к филологии?

– Мой папа со мной очень много разговаривал. Мы гуляли и разговаривали обо всем. Еще он со мной много играл в шахматы. Он хотел, чтобы я стал шахматистом. Но я любил язык, любил сочинять и придумывать. Лет в пять или шесть написал первую книгу, детектив под названием «Что означают следы». Ну и, конечно, я очень много читал, кажется, с трех лет. По семейной легенде, первой книгой, которую я прочел, были «Три мушкетера».

– Что вам представляется самым интересным и перспективным в лингвистике?

Collapse )

А знаете ли вы? Откуда пошло «прошляпить» и «дело в шляпе»?

А знаете ли вы? Откуда пошло «прошляпить» и «дело в шляпе»?

  Слово «шляпа» появилось в русском языке в конце XVI – начале XVII-го века (время правления Бориса Годунова). Пришло оно из немецкого языка – «slappe». Так немцы называли головные уборы с широкими полями и круглой тульей. А на Руси «шляпами» стали называть любые иноземные головные уборы. 
В выражении «эх ты, шляпа», «прошляпить» - слово «шляпа» имеет другой смысл, означающий разиню, мямлю, мягкого по характеру человека, вечно что-то «прозевавшего» и «проспавшего». Collapse )

Дмитрий Сергеевич Лихачев. Письма о добром и прекрасном

В издательстве Альпина Паблишер вышла книга Д.С. Лихачева "Письма о добром и прекрасном". Публикуем небольшой отрывок.         

Письмо девятое
  КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ?
Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?
Не сердясь, выяснить недоразумение – и все.
Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т. д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.
В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.
Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно.
Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.